Штрафные баллы на экзамене по вождению в ГАИ

Сдача экзамена по вождению в ГИБДД — важный этап для каждого кандидата в водители. Система штрафных баллов позволяет объективно оценить навыки управления автомобилем и знание правил дорожного движения. В 2025 году правила начисления штрафных баллов остались практически без изменений, но важно понимать, какие ошибки считаются грубыми, средними и мелкими, и как они влияют на результат экзамена.
Как устроена система штрафных баллов?
При сдаче практического экзамена в ГИБДД каждая допущенная ошибка имеет определенный вес в виде штрафных баллов:
- Грубые ошибки — приводят к немедленной остановке экзамена и автоматической несдаче. За такие действия начисляется 7 баллов.
- Средние ошибки — за каждую из них начисляется 3-4 балла.
- Мелкие ошибки — начисляется 1-2 балл за каждое нарушение.
Нарушений "стоимостью" 5 и 6 баллов - нет. Если сумма штрафных баллов достигает или превышает 7, экзамен считается несданным. Это правило действует с 1 апреля 2024 года и неизменно по настоящий момент.
Типы ошибок и их классификация
Грубые ошибки
Эти нарушения считаются наиболее опасными и могут привести к аварийной ситуации. Примеры грубых ошибок:
- Нарушение сигналов светофора или знаков приоритета;
- Выезд на полосу встречного движения;
- Непропуск пешехода на переходе;
- Превышение скорости более чем на 20 км/ч;
- Остановка или стоянка в запрещенных местах;
- Несоблюдение требований инспектора.
Средние ошибки
Эти нарушения менее серьезны, но все же могут повлиять на безопасность движения. Примеры таких ошибок:
- Неправильное перестроение;
- нарушение скоростного режима;
- Нарушение дистанции до впереди идущего автомобиля;
- Несвоевременное включение указателей поворота;
- Неправильный выбор траектории движения при повороте или развороте;
- Резкое торможение без видимой причины.
Мелкие ошибки
К таким нарушениям относятся небольшие недочеты, которые не представляют большой опасности, но свидетельствуют о недостаточной подготовке:
- Не полностью выключенная передача при остановке;
- Неправильное положение ног на педалях и рук на руле;
- Несоблюдение порядка действий при начале движения;
- Неосторожное движение задним ходом;
- Неверное распределение внимания между зеркалами и дорогой.
Ошибки и нарушения, допущенные в процессе экзамена | Баллы |
---|---|
Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП | 7 |
Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество | 7 |
Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество | 7 |
Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления | 7 |
Осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика | 7 |
Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.11 (разделяющие потоки противоположенного или попутного направления), 1.3, а также знаков особых предписаний | 7 |
Покинул экзамен (отказался от сдачи экзамена) после его начала | 7 |
Нарушил правила выполнения обгона | 7 |
Нарушил правила выполнения поворота | 7 |
Нарушил правила выполнения разворота | 7 |
Нарушил правила движения задним ходом | 7 |
Нарушил правила проезда железнодорожных переездов | 7 |
Превысил разрешенную максимальную скорость движения | 7 |
Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи | 7 |
Осуществлял движение, не пристегнувшись ремнем безопасности | 4 |
Выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе | 4 |
В установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился | 4 |
Нарушил правила перевозки пассажиров | 4 |
Не приступил к выполнению задания экзаменатора (проигнорировал) | 4 |
Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 "Движение без остановки запрещено" или при запрещающем сигнале светофора регулировщика) | 4 |
Нарушил правила остановки или стоянки | 3 |
Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой | 3 |
Нарушил правила применения аварийной сигнализации | 3 |
Допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов | 3 |
Допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом | 3 |
Допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом | 3 |
Допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме | 3 |
Допустил ошибку при выполнении прямолинейного движения задним ходом и парковки для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E") | 3 |
Допустил ошибку при выполнении сцепления и расцепления или расцепления и повторного сцепления прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов) | 3 |
Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.11, 1.3, 1.12) | 2 |
Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части, в том числе наехал на бордюр | 2 |
Нарушил правила пользования внешними световыми приборами или звуковым сигналом | 2 |
Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам | 2 |
Несвоевременно подал сигнал указателя поворота | 1 |
Незаблаговременно подал (включил) сигнал указателя поворота при начале или в процессе совершения маневра | 1 |
Выключил сигнал указателя поворота до завершения маневра | 1 |
Не выключил сигнал указателя поворота по завершении маневра | 1 |
Неправильно оценил дорожную обстановку (не воспользовался преимуществом проезда) | 1 |
Неуверенно пользовался органами управления транспортного средства | 1 |
При начале движения допустил резкий старт (рывок) | 1 |
Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения дорожно-транспортного происшествия | 1 |
Начал движение, включив неверную передачу; двигался на передаче, не соответствующей скорости движения | 1 |
Без необходимости задействовал другие органы управления либо не использовал стеклоочиститель при необходимости | 1 |
Начал движение с включенным стояночным тормозом | 1 |
Допустил остановку двигателя | 1 |
Допустил неконтролируемый откат транспортного средства назад на участке подъема без угрозы совершения ДТП | 1 |
Допустил иные нарушения ПДД | 1 |
Что делать, если экзамен не сдан?
Если кандидат в водители получил больше 7 штрафных баллов, экзамен считается несданным. Повторная попытка возможна через 7 дней после первой неудачи. Если и вторая попытка окажется неудачной, следующую можно будет предпринять только через 30 дней. После третьей неудачи — срок увеличивается до (внимание!) 6 месяцев. При этом придется еще и повторно сдавать теорию.
Советы для успешной сдачи экзамена
Чтобы минимизировать количество штрафных баллов, важно соблюдать несколько простых правил:
- Тщательно готовьтесь к экзамену под руководством опытного инструктора;
- Изучите все требования ГИБДД и правила поведения на экзамене;
- Практикуйтесь в различных условиях: в пробках, на площадке и в городе;
- Учитывайте погодные условия и состояние дорог;
- Сохраняйте спокойствие и концентрацию во время экзамена.
Что в итоге по штрафным баллам?
Система штрафных баллов при сдаче экзамена в ГИБДД помогает объективно оценить уровень подготовки будущих водителей. Знание типов ошибок и их последствий позволяет сосредоточиться на наиболее важных аспектах управления автомобилем и избежать лишних штрафных баллов. Главное — регулярная практика, уверенность в себе и четкое соблюдение правил дорожного движения.
Успешной сдачи экзамена! Также предлагаем ознакомиться с ответами на другие популярные вопросы, которые волнуют поступающих в автошколу и уже вставших на путь к заветному водительскому удостоверению:









